Им рукоплескали в России и в Казахстане, в Молдавии и в Италии, в Германии и в Болгарии, в Чехии, Словакии, Венгрии, Англии, Франции. Их восторженно встречали в столицах, небольших городах и даже деревнях и сёлах. Выступление прославленного вокально-хореографического ансамбля «Таврия» им. Л.Д. Чернышёвой Крымской государственной филармонии – всегда праздник. И всегда сюрприз, ведь этим артистам подвластны практически все жанры и формы. «Таврия» сегодня – это классика и фольклор, вокал и хореография, оркестр и солисты. Репертуар ансамбля богат и разнообразен – в его активе произведения А. Вивальди, И. С. Баха, В. А. Моцарта, Дж. Верди, Дж. Пуччини, Л. Бернстайна, Г. Форе, Дж. Раттера, Н. Леонтовича, М. Гобдича, М. Скорика, Т. Сакаевой-Ростимашенко, множество обработок украинских и русских народных песен. Выступления ансамбля вместе с Крымским Камерным Хором и детским фольклорным ансамблем «Светлица» с рождественскими колядками, масленичными хороводами, пасхальными песнопениями, самобытными фольклорными композициями и обязательной хореографической составляющей неизменно собирают полные залы. Своеобразным итогом многолетней работы коллектива можно назвать и запись четырёх компакт-дисков «Ансамбль «Таврия» представляет», «Романтические струнные», «Купало», «Песни и танцы народов Крыма». Особая тема – балет «Таврии». Многие хореографические композиции ансамбля представляют собой поистине уникальное наследие выдающихся балетмейстеров, тот золотой фонд, который необходимо и сегодня хранить как зеницу ока. Ансамбль чтит традиции и не боится замахнуться на новые, самые амбициозные проекты. В этом секрет его успеха и творческого долголетия.
Вадим Таркинский, художественный руководитель вокально-хореографического ансамбля «Таврия»:
Концертные программы ансамбля «Таврия» — это яркий праздник народного искусства, красочный подарок прославленного коллектива зрителю.
Начало пути
Главный секрет счастливой судьбы каждого творческого коллектива – в личности его основателя, влюблённого в своё дело. У истоков создания уникального ансамбля стояла народная артистка СССР Лидия Чернышова, балерина, фронтовичка И правнучка гарибальдийца Паоло Перио, волею судьбы оказавшегося в Одессе. В богатой событиями биографии Лидии Демьяновны, прошедшей вместе с мужем Алексеем Чернышовым в составе концертных бригад всю Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, 1971-й стал особенным. После работы в Украине, где она руководила Государственным ансамблем песни и танца Украинской ССР, и в Казахстане – там создала Государственный заслуженный ансамбль танца Республики Казахстан «Салтанат» – в её жизни наступил «крымский» период. Чернышову, как уже часто бывало, «бросили» на новое дело. Как вспоминают очевидцы, набор в ансамбль «Таврия» вызвал у молодых танцовщиц и вокалисток настоящий ажиотаж – в конкурсе приняли участие более шестьсот человек! И условия приёма были серьёзнее, чем на новомодных кастингах. Лидия Демьяновна, сама привыкшая высоко держать планку требований к профессии, ожидала этого и от других. Искали не просто рослых и грациозных красавиц: по условиям конкурса балерины должны были обладать ещё и вокальными данными, а вокалистки – быть пластичными и уметь хорошо двигаться на сцене. Отобранных счастливиц ждали не только концерты и престижные гастроли, но и напряженная работа: халтуры Чернышова не терпела. Вскоре о «Таврии» заговорили, а подготовленная в короткие сроки первая концертная программа произвела настоящий фурор на сцене Киевского дворца искусств «Украина» во время творческого отчета крымчан. Потом были выступления на сцене Кремлевского Дворца съездов в Москве, участие в фестивалях, зарубежные гастроли.
Со страной в унисон
Биография ансамбля «Таврия» всегда звучала в унисон с жизнью страны. Успехи семидесятых-восьмидесятых годов прошлого века сменились бурными девяностыми, когда коллективу пришлось вести жёсткую борьбу за выживание – то зарплату несколько месяцев не выплачивали, то на занимаемое ансамблем историческое здание в центре Симферополя кто-то «положил глаз»… Однако с приходом в 2002 году нового директора и художественного руководителя Игоря Михайлевского жизнь стала налаживаться. Тогда же ансамблю было присвоено имя его основательницы Лидии Чернышовой. Прославленный коллектив был и остаётся «лицом» Крыма. Выступления в знаменитых залах СССР, а впоследствии – Украины и России, концерты на площадках гостиницы «Ялта» по прежнему открывали самобытную культуру народов полуострова самому широкому зрителю. Ещё одной гранью творческой жизни «Таврии» в первое десятилетие XX века стало участие в международных акциях «Нидерланды – Крым – Нидерланды» и «Объединённая Европа». Среди проектов ансамбля того времени: совместная работа с французскими хоровыми коллективами – парижским хором «Сrescendo» над «Messa di Gloria» Дж. Пуччини и хором «Choeur Du Canto» из бретонского города Кемпера – над ораторией «Canto General» Микиса Теодоракиса на слова Пабло Неруды. Заметными событиями в творческой
биографии коллектива стали исполнение «Реквиема» В. А. Моцарта с немецкими музыкантами и мировая премьера симфонической пьесы «Синая» – сочинения для камерного оркестра композитора и пианиста Гэри Голдшнайдера, которую оркестр ансамбля «Таврия» исполнил под управлением дирижёра Камерного оркестра Нидерландов Криса Йобса. В содружестве с Крымским Камерным Хором ансамбль открыл для публики и лучшие образцы творчества наших современников – фольклорную оперу Евгения Станковича «Цветение папоротника» («Купало») и «Литургические славословия» Михаила Шуха.
Новые проекты в новом Крыму
Воссоединение Крыма с Россией дало творческой жизни «Таврии» мощный импульс. Ансамбль ведёт активную концертную деятельность, принимает участие в различных фестивалях. Юным конкурсантам Международного фольклорного фестиваля «Крымский терем», несомненно, запомнилась знаменитая вокально-хореографическая композиция «Пшеница золотая», уже ставшая «визитной карточкой» коллектива. А в 2015 году, объявленным в России Годом литературы, «Таврия» и Крымский Камерный Хор приступили, пожалуй, к самому смелому проекту – «Перезвонам» Валерия Гаврилина. «Хоровая симфония-действо по прочтении Василия Шукшина “Перезвоны”» – масштабная постановка с участием смешанного хора, балета, солистов, чтеца и оркестра ударных инструментов. Результат этой напряжённой работы публика оценила третьего июня 2015 года. За сложнейшим по форме и содержанию действом на сцене Государственного академического музыкального театра Республики Крым зрители следили, затаив дыхание. Слово, пение, танец, звучание оркестра, видеоряд, слившись в единое целое, обрушились на слушателя подобно эмоциональной бомбе, охватывая зал волной чувств, переживаний, контраста смеха и слёз, эпоса и балагана, безудержного веселья и глубочайшей трагедии. Благодарностью исполнителям стал настоящий взрыв аплодисментов.
Художественный руководитель — заслуженный деятель искусств Республики Крым Вадим ТАРКИНСКИЙ