10 октября в Симферопольском художественном музее камерный хор «Таврический благовест» представил новую концертную программу «Господи, воззвах к Тебе»


10 октября в стенах Симферопольского художественного музея состоялся концерт лауреата международных конкурсов камерного хора Крымской государственной филармонии «Таврический благовест» (художественный руководитель и главный дирижёр ― заслуженный деятель искусств Республики Крым Владимир Николенко).

Новая концертная программа коллектива под названием «Господи, воззвах к Тебе» ― взгляд современного композитора на традиционные песнопения русской православной церкви. В неё вошли произведения Юрия Фалика, Галины Григорьевой, Елены Юнек, Татьяны Яшвили и Эрнеста Бекирова.

Сочетание канонического текста и ничем не ограничиваемой свободы музыкального языка, сопоставление народно-подголосочной полифонии и гомофонно-гармонической фактуры, терпких многофункциональных аккордов и витиеватых мелодических оборотов на фоне звенящих «пустотой» кварто-квинтовых созвучий ― характерные черты творчества современных композиторов, сторонников направления «новой сакральности» или «новой религиозной волны», возникшего в 90-е годы прошлого века.

Одним из первых представителей этого направления, после Георгия Свиридова, стал Юрий Фалик. Для его музыки характерны яркие инструментальные мелодии, применение всевозможных полифонических и оркестровых приёмов в хоровой партитуре, обращение к подлинным мелодиям знаменного распева в сочетании с современным гармоническим языком. Эти черты ярко проявились в произведении «Господи, воззвах к тебе».

Его ученица Галина Григорьева, крымчанка, член Союза композиторов Эстонии, ныне живущая в Хельсинки, привнесла в унаследованный ею от своего учителя музыкальный язык самобытный колорит. Основа её творческого почерка ― линеарность музыкального мышления.

Каждый из хоровых голосов как бы высказывает свою мысль при помощи только ему присущей мелодии. Голоса по очереди вплетаются в хоровую партитуру наподобие цветов, постепенно вплетаемых в венок. Фраза приходит к своему логическому завершению ― голос умолкает, уступая место следующей мысли. Благодаря этому возникает особый колористический эффект, неожиданные гармонические созвучия, чередование унисона и многоголосия, противопоставление и сплетение воедино хоровых красок: нежнейшего пиано у сопрано в верхнем регистре, густое и мрачное форте у басов в нижнем, пастельное смешение тембров альтов в нижнем регистре и теноров в высоком.

В концерте прозвучали произведения Галины Григорьевой трагического наполнения: «Аллилуйя», и «Кондак и икос», посвященные жертвам трагедии парома «Эстония», а также недавно ушедшей из жизни матери композитора.

В творчестве крымчанина Эрнеста Бекирова ярко проявились полёт фантазии и тяготение к хоровой живописи. Глиссандо, изысканные ритмы, сопоставление регистров, игра тембров на фоне плавно текущей мелодии в его композициях «От юности моея» и «Аллилуйя» из «Рождественского концерта» создают радостное ощущение приближения праздника. В них слышится отдалённый и причудливый перезвон рождественских колоколов, перекликающийся с тягучими мелодиями церковных песнопений на фоне снежного и вьюжного зимнего пейзажа. Во всем чувствуется и талант мастера хорового письма и идеальная подстройка партитуры под возможности своего коллектива. Ведь Эрнест Бекиров ― дирижер-хормейстер камерного хора «Таврический благовест». Коллектив исполняет его музыку с нескрываемым удовольствием.

В концерте прозвучали три произведения из «Всенощного бдения» Елены Юнек и целая серия духовных песнопений Татьяны Яшвили. Созерцательная звукопись Татьяны Яшвили и Елены Юнек сотканы из сопоставления групп голосов, различных полифонических приёмов, ритмических контрастов и эффектных акустических экспериментов. Так, например, «Во царствии твоем» Татьяны Яшвили, начинающееся в аскетично-диатоничной манере, намеренно избегающей любых намеков на диссонансы, после длительной фантазийной разработки заканчивается экстравагантным разрешением надломленно-щемящей малой секунды в женской группе голосов в радостное и полнозвучное мажорное трезвучие в мелодическом положении квинты.  

Бесконечно широкое дыхание, органоподобное звучание, динамический ансамбль, тембральное богатство и выразительность интонации, тонкая нюансировка ― вот неполный список замечательных профессиональных качеств, благодаря которым камерный хор «Таврический благовест» дал возможность зрителям услышать и по достоинству оценить эту непростую музыку, почувствовать преемственность многовековой традиции русского церковного пения и дыхание современности.   

Соло исполняла Татьяна Храмцова (сопрано).

Дирижировал и вёл концерт Владимир Николенко.

Статью подготовила Анастасия Терещенко.

Print Friendly, PDF & Email

Leave a Reply

Your email address will not be published.

пять × три =