Февраль знаменовался очень важным культурным событием не только для Крыма или России, для всего мирового сообщества культуры. Впервые за 60 лет на сцене прозвучали все 11 частей оратории «Василий Тёркин» композитора Ростислава Бойко. Премьера состоялась в Севастопольском центре культуры и искусств. В постановке приняли участие Севастопольский симфонический оркестр (руководитель – заслуженный работник культуры РФ Владимир Ким), Севастопольский камерный хор (хормейстер – Татьяна Барсова), камерный хор Крымской государственной филармонии «Таврический благовест» (руководитель – заслуженный деятель искусств Республики Крым Владимир Николенко), а также солисты заслуженные артисты Севастополя Анатолий Бобер (чтец и Василий Тёркин) и Мария Мандзий (женская партия). Как приняли новый жанр слушатели и с какими проблемами столкнулись организаторы, мы поинтересовались у хормейстера Севастопольского камерного хора Татьяны Барсовой.
Татьяна, почему именно «Василий Тёркин», ведь это довольно сложное произведение?
Мы опирались на актуальность. Это произведение патриотическое и, несомненно, сегодня как раз то время, когда к нему необходимо обращаться. Слова оратории словно взяты из нашей сегодняшний жизни: там и о Родине, и о любви. Именно поэтому мы приурочили ораторию ко Дню защитника Отечества и двухлетию начала СВО.
Почему это произведение не ставили столько лет, оно было под запретом?
Нет, конечно. Оратория 60 лет пылилась на полке только лишь потому, что невероятно сложна для исполнения. Понимаете, она создавалась в то время, когда композиторы словно соревновались друг с другом, кто напишет музыку сложнее. Это произведение оказалось очень сложным, потому его никто не решился исполнить целиком. Сюда же наложились сложности в партитуре.
С партитурой какая-то интересная история вышла?
Да, мы добывали её в архиве. Для этого я ездила в Москву, Партитура написана от руки, с многочисленными исправлениями автора, зачёркиваниями, поэтому над ней пришлось потрудиться. Во-первых, перевести в электронный вид. Во-вторых, было много правок, мы даже столкнулись с явными ошибками автора. Наш идейный вдохновитель, художественный руководитель и дирижёр оркестра Владимир Николаевич Ким полностью занимался этой огромнейшей работой. В конце концов, считаю, получилась великолепная оратория.
Такая работа требует финансовых затрат, вы получили поддержку?
Да, мы получили грант Президентского фонда культурных инициатив на реализацию проекта при поддержке АНО «Час пик». Я была руководителем проекта, готовила и подавала документацию.
Как ораторию приняли слушатели?
Премьеру в Севастополе приняли очень тепло и аплодировали стоя. Долго люди не хотели покидать зал и холл, где делились впечатлениями. Признаюсь, впечатления неоднозначные, сложные, подстать произведению (улыбается). Многие не смогли услышать, понять это сложнейшее произведение. Это связано, в первую очередь, с тем, что для прослушивания оратории необходимо подготовиться. Слушатели пришли к выводу, что перед концертом необходимо было всё-таки почитать о произведении. Ораториальный жанр звучит в Севастополе впервые, люди не имеют представления, как это должно быть. Все были в шоке, но по итогу понравилось, до сих пор пишут и говорят слова благодарности. Ко мне подошёл один слушатель и сказал, что он не профессионал и в начале не понял, куда попал (смеётся), а когда зазвучала четвёртая часть, пришёл в восторг, поскольку услышал звуки российской глубинки: трели птиц, звон колоколов, женские голоса хора, с его слов, как звоночки. В оратории все 11 частей самобытные, они не похожи друг на друга.
Тем не менее критики не дремлют, ваши внутренние ощущения, всё ли удалось?
Работа у критиков такая — критиковать. Это вполне нормально. Но ведь только нам известно, сколько сил положено, чтобы премьера состоялась. Да, мы дерзнули на постановку столь сложного произведения, на что никто не решался, и, я считаю, у нас получилось достойно. Однако, надо признать, нам не хватило репетиций. Это связано с тем, что мы очень долго ждали ноты, очень много было правок в партитуре, поэтому репетиционный процесс был сокращённый. Нам бы ещё пару-тройку недель. Но при этом воспоминания о подготовке остались самые хорошие, было даже весело. Люди вжились в роль. Нашим хористам очень понравилось, что удалось найти форму, и они выступали в гимнастёрках и пилотках.
Какова судьба оратории дальше, будете её показывать в других городах?
Конечно, очень хотелось бы показать её в Симферополе. В прошлом году там прошла премьера концертной версии оперы «Алеко», которую мы ставили совместно в камерным хором «Таврический благовест» и солистами Крымской государственной филармонии. До сих пор свежи в памяти впечатления от выступления и того, как встретили оперу симферопольцы. И, конечно, оратория «Василий Тёркин» достойна того, чтобы её ещё где-то показать. Это без преувеличения шедевральная вещь. Да, и вся наша команда не хочет прощаться с ораторией, мы очень хотим работать над ней дальше, совершенствовать мастерство исполнения и, конечно, продолжать показывать её миру.