На территории  Республики Крым  проживают более 120 национальностей

– русские, крымские татары, немцы, армяне, караимы, крымчаки, болгары, греки и др. народы. Все народы живут в добрососедстве и взаимоуважении друг к другу, перенимается  быт, образ жизни, происходит культурное взаимообогащение.

Народы нашей страны любят и гордятся своим искусством – высочайшей ценностью их духовной культуры. В праве гордиться своим искусством и крымскотатарский народ, искусством древним, самобытным.

Так  ансамбль песни и танца «Хайтарма» является не только олицетворением богатства культуры крымскотатарского народа и высокого профессионализма, но и культуры народов Республики Крым.

Как велик творческий потенциал артистов ансамбля, как гуманна их миссия – дарить людям добро, радость общения с народным искусством.

Крымскотатарская народная музыка   отличается разнообразием жанров — это песня, танец, макъкъам. Как и в песнях, в танцах нашли своё отражение тип темперамента их создателей. Танцевальное искусство словно пропитано южным солнцем, ароматом садов и виноградников, их величавость, плавность, энергичные, быстрые движения и придают им особую прелесть. Танец, как и песня  сопровождает человека всю его жизнь, он существует только в те мгновения, когда его исполняют.

Задача крымскотатарского ансамбля песни и танца «Хайтарма» сохранить для потомства эти мгновения, являющие творческое богатство крымскотатарского народа.

Народ всегда любил песни, музыку и, особенно, танцы. Все народные празднества сопровождались танцами.

Исполнитель народных танцев Хайри Эмир – Заде родился в 1893 году в деревне Дерекой Ялтинского уезда, Крымской области. Умер 17 февраля 1958 года в Баку. Народный артист Крымской АССР (1923).
Начальную школу закончил в Ялте, затем учился живописи в Петербурге, шоферскому делу в Казани. Имеются сведения, что некоторое время получал образование в Одесской торговой школе.
Хайри Эмир-Заде человек ярких многосторонних способностей: прекрасно рисовал, писал стихи, пел, танцевал. С 1921 года выступал с Ансамблем песни и танца Ялтинской филармонии. В свое время создал первые сценические  варианты народных танцев: «Чобан оюны» (Танец пастуха), «Явлукъ оюны» (танец с платком), «Меджнун» (герой поэмы А. Навои), «Эшхия» (образ народного героя, борца против феодалов, в защиту угнетенного народа) и ряд других.

Наделив их прекрасными сюжетами, Хайри сам исполнял эти танцы. Кропотливым трудом, безупречным исполнительским мастерством танцор – профессионал утвердил эти варианты в народе и завоевал к себе любовь, как поистине народный артист. Мужественное, красивое лицо, великолепное телосложение, грациозность и отточенность движений, богатейшая мимика – таким запомнился он зрителю. Когда Хайри исполнял танец чабана, он так правдиво передавал переживания чабана, потерявшего овец, что зритель, увлеченный его игрой, вместе с ним переживал драматизм свершившегося. Богатство его мимики народ характеризовал так: у Хайри одна половина лица может плакать, а другая смеяться. Он всегда был желанным гостем на всех народных  торжествах. Хайри стал видным киноактером, сыграл главные роли в ряде картин на студиях Москвы, Киева, Баку.

В 1923-24 работал в Крымском государственном театре, исполнял ведущие роли. В 1923 году ему первому было присвоено звание Народного артиста Крымской Автономной Советской Социалистической республики.

А дальше – печальный период высылки крымско-татарского народа 1944 году.

Его последователь Усеин Баккал (1898 – 1973) выдающийся крымскотатарский хореограф, основатель школы крымскотатарского танца, актёр и главный балетмейстер Крымскотатарского национального театра. Дипломант всемирной олимпиады народного творчества (1926г. Берлин). Ему были доступны сложнейшие технические движения в восточном танце. Как балетмейстер развил и обогатил сценические варианты массовых народных танцев. Постановки танцев в спектаклях: «Къудалар кельген геджеси», «Арзы къыз», «Алтын бешик», «Багъчасарай ареми», «Лейля ве Меджнун». Его ученики: Шахзаде Мамутова, Аким Джемилев, Ремзие Баккал (Народная артистка Таджикистана), Шевкет Мамутов, Эдем Шакиров и другие. Один из учеников У. Баккал  Энвер Алиев, танцовщик получивший хореографическое образование в студии при Большом театре СССР, дополнил учителя: сохранив народный характер танца, ввел частично элементы классики. Впоследствии это стало характерной чертой крымскотатарского народного танца.

Сама крымгосфилармония была создана 22 декабря 1938 года внутренним приказом Управления по делам искусств при Совнаркоме Крымской АССР, публикуемым также  без изменения стиля и орфографии текста оригинала:

Приказ№ 167

Упр. По дел. Иск-в при СНК КР АССР

Гор. Симферополь                                                  22 декабря 1938 г.

«Об организации Крымской Государственной Филармонии»

  1. На основании постановления СНК КР.АССР от 19 октября 1938 года №1855 проток. 033 и утвержденного устава с уставным капиталом СТО ТЫСЯЧ рублей организовать с 1 го января 1939 г. Крымскую Государственную филармонию.
  2. Временно исполняющим обязанности директора Крымской Государственной Филармонии назначен тов. Кронфельд Льва Израилевича.
  3. Крымская ГФ должна явиться центром развития национальной музыки и пропаганды классической музыкальной культуры в массах.

Поставить основными задачами в работе Филармонии:

в/ Создание кадров исполнителей солистов национальной музыки и образцовых ансамблей национальной песни и пляски;

г/Собирание и запись народной песни, ее художественная обработка, создание новых песен отражающих величие Сталинской эпохи.

  1. В составе Крымской Государственной Филармонии организовать: 

                        1. Симфонический оркестр.         

2. Национальный ансамбль песни и пляски.                                                                                              

Нач. Упр.  По дел. Иск – в при СНК Кр АССР

-пдп- /Чучкалов/

Секретарь Упр-я пдп- /Рыпинская/ (271)»

Третий пункт  постановления четко указывал, на то, что основным предназначением и генеральной линией деятельности Крымской государственной филармонии должны были стать выполнение ею функций центра развития национальной музыки и создание кадров исполнителей, солистов национальной музыки и образцовых ансамблей национальной песни и пляски, а так же собирание и запись народной песни, ее художественная обработка. При филармонии был создан беспрецендентный по своему количественному и жанровому составу Ансамбль песни, музыки и пляски крымских татар. Художественному руководителю ансамбля Ягъе Шерфединову удалось объединить практически все имевшиеся тогда в Крыму крымскотатарские творческие ресурсы в единый работоспособный и яркий коллектив. Музыкальным руководителем ансамбля был назначен Ильяс Бахшиш.

Дальнейшему развитию искусства крымских татар помешала Великая Отечественная война (1941 г. –  1945 г.), а в мае 1944 год депортация крымскотатарского народа.

В 1957 г.  большим событием для крымскотатарского народа стало возрождение  татарского  ансамбля  песни и танца  при ордена Трудового красного знамени государственной филармонии им. Кари – Якубова, г. Ташкент, Узбекской ССР. Художественный руководитель ансамбля стал Ильяс  Бахшиш.

Возрождение национального ансамбля – первый шаг на пути восстановления прав крымскотатарского народа, за годы депортации. Это было приобщение к языку, который был почти утерян, к истокам истории, искусства, культуры, к возрождению национальных традиций.

Народ принял с воодушевлением.  Понимая,  какая ответственность легла на коллектив ансамбля в воспитании зрителя.

Ансамбль был создан из числа певцов, танцоров, музыкантов, известных в Крыму. Состав 37 человек: Эдие Топчи, Сабрие Эреджепова, Зейнеб Люманова, Селиме Челебиева, Аким Джемилев, Осман Асанов, Энвер Алиев, Эльвис Абдул – Азиз, Шевкет Мамутов, Энвер Шерфединов.  Первый художественный руководитель татарского ансамбля  песни и танца –  композитор Ильяс Бахшиш.

В 1964 году Узбекская Государственная филармония им. Кари-Якубова города Ташкента приглашает композитора Эдема Налбантова на должность художественного руководителя татарского ансамбля песни и танца, по настоянию редактора газеты «Ленин байрагъы» А. Ислямова и поэта Эшрефа Шеми – Заде.

В ансамбле было всего восемь творческих работников. Это такие известные крымскотатарские артисты, как Сабрие Эреджепова, Эдие Топчи, Селиме Челебиева, Аблямит Умеров, Февзи Белялов, Ленияр Якубова, замечательный скрипач, «душа народа» Энвер Шерфединов.

Для постановки хореографических номеров приглашается известный балетмейстер и танцор Усеин  Баккал. В ансамбль приглашаются молодые артисты, танцоры и музыканты, начинают свою творческую деятельность Урие Керменчикли, Рустем Меметов, Мемет Арсланов, Зарема Алмазова (Зарема Ханум).

За короткий срок была подготовлена концертная программа в двух отделениях, шились новые костюмы для артистов. В марте состоялась премьера. После гастролей ансамбля концертной программы по Узбекистану руководство республики Узбекской ССР решает отправить ансамбль на гастроли, за пределы республики.

В 1965 г. татарский ансамбль песни и танца впервые  за годы депортации выезжает на гастроли  по республикам Средней Азии и Казахстана, республикам Закавказья и Северного Кавказа, РСФСР.

В Армении Э. Налбантов знакомится с дочерью известного армянского композитора Александра Спендиарова Марией (на репетициях и концертах нередко бывала Мария Александровна Спендиарова). Она рассказывала о большой любви ее отца к народному творчеству крымских татар. И в память об отце преподнесла в дар ансамблю партитуру  А. Спендиарова «Крымские эскизы».

Абхазия стала знаменательна и памятна. Здесь начинается дружба ансамбля с известным абхазским писателем, редактором газеты «Апсны къапш» Шота Чкадуа. Вспоминая гастроли ансамбля, Шота Чкадуа писал в своем письме Э. Налбантову: «… Сто букетов хлынуло на сцену… Я всегда видел ваш творческий талант. Он растет и становится мудрее. Это ваши следы, которые останутся навсегда, Это частица истории вашего народа, которою будут гордится ваши дети и внуки, ваши ученики. Творческое богатство выше, чем материальное. Материальное преходяще, а духовное – как воздух, Им дышат и знакомые, и незнакомые…» (Абхазия г. Сухуми 1969 г.)

Омрачает одно: у коллектива нет имени!

По приезду с гастролей Э. Налбантов решает дать имя ансамблю. Вскоре после долгих хождений по кабинетам, власти республики дают разрешение. Эдем Налбантов называет ансамбль «Хайтарма».

В 1965 году Э. Налбантов уходит с должности художественного руководителя, но он оставляет имя ансамблю – имя «Хайтарма».

В 1969 году балетмейстером в ансамбле «Хайтарма» работает Аким Джемилев (1918-2002). Он и танцевал, и ставил танцы. За многие годы работы в «Хайтарме» Аким Джемилев поставил около 70 танцев крымскотатарских и народов мира.

В 1970 г. ансамбль «Хайтарма» удостоен звания Ленинского комсомола Узбекской ССР и дипломанта Всесоюзного смотра художественных коллективов.

На протяжении существования ансамбля «Хайтарма» в разные годы художественными руководителями работали: Заслуженный артист Узбекской ССР и Украины Февзи Билялов,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заслуженный артист АРК Дилявер Бекиров,

 

 

 

 

 

 

 

Народная артистка Таджикистана Ремзие Баккал.

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкальные руководители ансамбля «Хайтарма» – Мемет Арсланов,

 

 

 

 

 

 

 

 

Заслуженный артист   Украины Рефат Аширов .

Такие известные артисты, как  Заслуженная артистка Узбекистана Урие Керменчикли, Заслуженная артистка Украины Джемиле Османова, Заслуженный артист Украины Мунир Аблаев, Зслуженная артистка АРК Эдие Аблаева, Заслуженная артистка АРК Гулизар Бекирова, Заслуженная артистка Украины Мунивер Муслетдинова, Эльмира Бейтулла, Динара Арсланова, Гульнара Шакирова, Михаил Пурювкин, Махмуд Джураев, Наталья Помогаева, Гульнара Мустафаева, Рустем Велиляев, Якуб Чувадар Заслуженная артистка АРК Гульсум Томак, Наджие Джангозова Заслуженный артист  АРК Дилявер Османов, Заслуженная артистка АРК Аксана Амет – Мустафа, Майсара Мамадиева, Якуб Джемилов.

Основной репертуар – фольклор, но он пополнялся авторскими произведениями. Все эти годы к созданию новых программ привлекались композиторы, поэты, писатели: Эшреф Шеми – Заде, Юсуф Болат, Амет Мефаев, Я. Шерфединов, И. Бахшиш, Э. Налбантов, М. Арсланов, Ф. Алиев.

Записывались программы на радио и телевидении, осуществлялись гастроли ансамбля по союзным республикам.

В 1992 году ансамбль песни и танца «Хайтарма» вернулся на Родину это способствовало интересу  населения к крымскотатарской  культуре, и созданию крымскотатарских фольклорных, танцевальных, вокальных коллективов на территории  Крыма.

Художественный руководитель ансамбля 2001г. – 2016 г. Народная артистка Таджикистана Ремзие Баккал.

В 2016 году ансамбль песни и танца «Хайтарма» возглавила Народная артистка Республики Крым, Заслуженная артистка Украины, Лауреат премии АРК Эльмира Эдемовна Налбантова. Балетмейстер Зарема Османова, Дирижер Нариман Умеров. C 2017 ансамбль «»Хайтарма много гастролирует, знакомя зрителя России и не только с крымскотатарской культурой. Создает новые программы.

До сегодняшнего дня Ансамбль песни и танца «Хайтарма» гордо несет свое имя не только по республике Крым, но и за ее пределами. Развивая и пропагандируя уникальную   культуры крымскотатарского народа, оказывая благотворное влияние на воспитание молодежи в духе патриотизма и любви к Родине, к своим  истокам,  традициям, толерантному отношению к культурам разных народов Крыма.

Print Friendly, PDF & Email