Восьмого сентября в стенах Евпаторийского отделения Крымской государственной филармонии запланирован творческий вечер заслуженных артистов Елизаветы ЗАДЕВАЛОВОЙ и Александра ФАСТОВА, хорошо известных зрителю как участники дуэта «Лиза и Александр». В преддверии долгожданного для евпаторийцев и гостей города концерта артисты рассказали в интервью «ЕЗ», за что благодарны Евпатории, какие просветительские проекты на протяжении многих лет реализуют на сцене театра имени Пушкина и почему у них нет конкурентов.
«Надо взрослеть»
— Свой дуэт вы назвали «Лиза и Александр». Но, казалось бы, рядом с «Лизой» просится «Саша». А с некоторых пор вы вовсе отказались от этого наименования и выступаете каждый под своим полным именем.
Александр Фастов: Я не хотел быть Сашей, потому что тогда уже был известен кутюрье Слава Зайцев, Царствие ему Небесное. А я все смотрел и думал: взрослый мужчина, ну какой Слава? Вячеслав Михайлович. И я буду Сашей? В конце концов, мне будет сорок, потом пятьдесят лет — и я буду «Саша»?..
Елизавета Задевалова: Название пришло как ассоциация с фильмом Ингмара Бергмана «Фанни и Александр». А когда стали постарше, не только по возрасту, а по мозгам, по репертуару, стало понятно, что называться «Лиза и Александр» несколько несерьезно. Поэтому вернули себе фамилии. В немалой степени этому способствовала преподавательская работа в Крымском университете культуры, искусств и туризма. Туда мы пришли как «Лиза и Александр», но поняли, что студенты физически не могут обратиться к каждому из нас просто по имени. Мы долго привыкали к Елизавете Николаевне и Александру Леонидовичу. Когда привыкли, поняли: надо взрослеть.
— В 2012 году вы приняли у коллег эстафету в части ведения на базе Евпаторийского отделения Крымской государственной филармонии просветительского проекта «Уроки классики». После того, как Крым воссоединился с Россией, здесь вашим соавтором, как вы полушутя замечали, стал президент России, который по традиции присваивает наступающему году определенную тематическую направленность и соответствующую ей миссию.
Е. З.: Этот год — Год педагога и наставника. В силу определенных обстоятельств, и технических, и творческих, мы провели такой концерт только один раз, в апреле. Но обязательно повторим эту программу осенью. Он был посвящен педагогам и наставникам артистов Крымской государственной филармонии.
А. Ф.: Просто мало песен про наставников, на концертную программу не набрать. Как мало, впрочем, песен и про учителей.
Е. З.: В чем заключалась идея «Уроков классики»? Разговаривать со школьниками и студентами на взрослом языке на достаточно взрослые темы и со взрослым репертуаром. Да, исполнялись и детские песенки вроде «Люси», когда у нас был Год волонтера. Мы хотим показать детям, что музыка, искусство шире, глубже, чем то, к чему они привыкли в гаджетах. И уверяю, они очень хорошо воспринимают программу.
А. Ф.: Традиционно мы готовим две программы «Уроков классики» в год. На разные темы и с разным репертуаром. Одна, как правило, весенняя, посвящена году, объявленному президентом. А осенью мы придумывали что-то другое. Те же дети придут, не смотреть же им то же самое второй раз. Это весьма кропотливая работа, поскольку к этим урокам мы создаем видеоряд.
Е. З.: И если, например, это песня о волонтерах, мы должны что-то придумать. А для этого найти материал — музыкальный и визуальный. Поскольку мы музыканты, мы не можем выпустить картинку позже, чем стартовала первая доля. Это невозможно. И сдвигаешься по долям секунды, чтобы в этот момент на это слово попала та самая картинка.
— Как часто вы проводите такие удивительные «Уроки классики»?
А. Ф.: Как правило, весной и осенью. В каждом сезоне три дня на одной неделе и два-три на следующей. Из расчета две программы ежедневно.
— Еще один ваш просветительский проект — «Наш дом — Россия». В нем вы в том числе и на языке хорошо забытых песен рассказываете о географическом богатстве нашей необъятной страны.
Е. З.: Благодаря своему опыту, возрасту, может быть, мы с детства слышали массу песен. Наши коллеги — моложе нас, и многие песни, которые знаем мы, они не слышали. А когда слышат, удивляются: мол, какая красивая песня. Среди таких произведений, например, «Ну что тебе сказать про Сахалин?» или «Долго будет Карелия сниться…».
— К тому же вы, надо полагать, гастролировали по тем местам, о которых рассказываете.
Е. З.: Конечно!
А. Ф.: Мы, например, рассказываем об Оймяконе, самой холодной точке России, и для наглядности, описывая тамошние сугробы, говорим, что они выше, чем сцена, температура там под сорок градусов мороза, но дети при этом, идя по улице, спокойно едят мороженое!
Е. З.: Кроме того, что мы показываем это, а наши коллеги поют эти песни, мы рассказываем о том, как люди живут в разных регионах России. Показываем записи с выступлениями мастеров народного искусства.
«Ни с кем не соревнуемся»
— Вслед за лирическими героями одной из ваших песен, посвященных Евпатории, можете повторить: «Мы благодарны судьбе, подарившей нам этот рай»?
Е. З.: Да. Евпатория своим уютом и теплом помогла нам сформировать наши семейные отношения. Мы имели и имеем возможность творить так, как мы чувствуем. Это очень важно. Это свобода творчества в высоком смысле. И такую возможность нам дают и Евпатория, и Евпаторийское отделение Крымской государственной филармонии. Поэтому мы написали еще одну песню, в которой использовали слова Семена Дувана: «Вместе с вами я люблю Евпаторию…».
— То есть не только исполнили песню, но и выступили ее авторами.
Е. З.: Мы написали текст: «Есть у каждого свой дом, есть любовь к родному краю, где мы выросли, и знаем: он согреет нас теплом. И чем лучше будем мы, тем прекрасней будет город. Город солнца, он мне дорог, в нем сбываются мечты». И припев: «Вместе с вами я живу в Евпатории! Вместе с вами я горжусь Евпаторией! Вместе с вами я люблю Евпаторию! И прошу: люби меня, Евпатория!». Для нас Евпатория в прямом смысле слова судьбоносный город, который согрел нас своим теплом и по сей день дает возможность петь, творить, отдавать свое тепло, общаться с публикой посредством музыки…
— И продолжать уверенно держать некогда заданную вами высокую профессиональную планку.
Е. З.: Ее нужно всегда повышать, что мы и делаем постоянно. Это самое сложное. С каждым новым проектом и каждой новой песней нам нужно становиться выше и выше. Талантливых людей вокруг очень много. Но вопрос не в том, что кто-то наступает на пятки. Мы выбрали себе такой жанр, в котором у нас нет конкуренции. Мы ни с кем не соревнуемся. Мы соревнуемся сами с собой.
Достигая определенного профессионального уровня, артисты, музыканты наполняются эмоциями, впечатлениями, опытом. И, как я уже говорила в одном интервью, лопнуть можно, если ты ни с кем не поделишься этим. Я имею в виду не только публику. Тем, с кем рядом работаем, и как музыканты, и как режиссеры, мы стараемся отдать то, чем уже наполнены. Иначе нельзя. Нужно дарить свою любовь! Когда мы ведем концерт, мы влюблены в каждого участника программы, которого представляем, независимо от его опыта, возраста, званий. В тот момент он — наш любимец, и мы хотим, чтобы его полюбили так сильно, как только это возможно. Ты должен представить этого человека так, чтобы его воспринимали как звезду. Во всяком случае, такова наша профессиональная политика.
— Вы как-то признались, что обожаете и работать, и лентяйничать. Если с работой все более-менее понятно, то как выглядит ваше идеальное лентяйничанье?
Е. З.: Я лентяйничаю, когда сижу у компьютера и копаюсь в минусовках или в музыке для кино. Предположим, для проекта нужна музыка, и ты начинаешь искать, видишь, что тут можешь скачать альбом, а тут песня классная, подойдет для Ани (артистки Евпаторийского отделения Крымской филармонии, заслуженной артистки Крыма Анны Ус. — Ред.), а эта для Вали (лауреата международных конкурсов, артистки Евпаторийского отделения Крымской филармонии Валентины Акуловой. — Ред.), а та — для Кати (лауреата международных конкурсов, артистки Евпаторийского отделения Крымской филармонии Екатерины Гриневич. — Ред.)! И я все тащу в норку, то есть сохраняю на накопитель. Для меня это сродни походу по магазинам.
А. Ф.: А я всегда говорил, что обожаю гастроли. Приехал в новый город, день походил, два — посмотрел, а потом у тебя из дел только концерт вечером. И ты можешь лежать и — тут очень важное словосочетание! — с чистой совестью ничего не делать. Потому что, когда ты дома ничего не делаешь, тяготит мысль о том, что надо тут что-то сделать, туда сходить и так далее.
— Программа «Между мною и тобою», которую вы собираетесь представить вниманию евпаторийцев и гостей города, какая она?
А. Ф.: Позитивная. Но, к сожалению, многие песни, которые хотелось бы исполнить, в нее не войдут, потому что никого не заставим сидеть два с половиной часа. Мы понимаем, что нам нужно сделать программу хронометражем полтора часа. Сколько раз мы хотели включить в программу песни Владимира Высоцкого (у нас в репертуаре три его произведения), но нельзя спеть, например, «Он не вернулся из боя», а следом — «От зари до зари, от темна до темна…». Это попросту испортит впечатление и от одной, и от другой песни.
Е. З.: Однако в этой программе будет блок песен из кино, блок романсов. В программе есть определенная драматургия. Это не то чтобы спектакль, но это цельная программа с определенным смыслом, отношением к публике, тем, что мы ей хотим рассказать.
— Месседжем.
Е. З.: Да. По-другому мы с Сашей не умеем. Иногда нас спрашивают: а что для вас важнее, музыка или стихи? Песня — это кусок жизни. Помните, как пел Валерий Леонтьев: «Три минуты… Три минуты… Это много или мало? Чтобы жизнь за три минуты пробежала! Пробежала… Три минуты! Три минуты… Это много? Или мало? Чтобы все сказать и все начать сначала…» Наше творческое кредо: сделать так, чтобы жизнь за три минуты пробежала, чтобы люди поняли ту или иную историю. И чтобы в новой песне эта история либо продолжилась, либо в ней началась какая-то другая история. Спеть — этого мало. Иметь голос и уметь петь — мало! Что, у Марка Бернеса (первый пример, который приходит на ум) был выдающийся голос? У нас же не зря в трудовых книжках написано: «артист-вокалист».
Беседовал Олег СЕРГЕЕВ.
Фото из архива Елизаветы Задеваловой.
Опубликовано в газете «Евпаторийская здравница» 34(19584) от 1.09.2023 г.