Рецензия на сольный концерт солиста Крымской государственной филармонии Назима Амедова

В январе в дух городах Крыма Ялте и Симферополе состоялся сольный концерт солиста  Крымской государственной филармонии, лауреата Государственной премии Республики Крым, известного крымского композитора, скрипача и преподавателя Назима Амедова.  Концерты были приурочены к его 65-летию. Оба концерта прошли с большим успехом, собрав полные залы. Концерт в Симферополе, на котором мне посчастливилось побывать, порадовал торжественной и одухотворённой атмосферой. В зале присутствовали как официальные лица, так и значительные деятели культуры и искусства Симферополя. Но, что особо стоит отметить, публика была совершенно разнообразная: были семьи с маленькими детьми, подростки, молодёжь, люди среднего возраста, много пожилых. И все они «на ура» принимали сочинения Назима Ислямовича Амедова, прозвучавшие как в авторском исполнении прекрасного семейного дуэта: Назим Амедов – Майя Кадырова, так и в исполнении солистов Ялтинского отделения Крымской государственной филармонии Виктории Лунякиной (сопрано) и Анастасии Туркиной (фортепиано). Доверительную, тёплую, камерную атмосферу концерта создавала лектор-искусствовед, заслуженный работник культуры Республики Крым Инна Шинтяпина.

Концерт начался с яркого и выразительного номера «Агъыр-ава и хайтарма» для скрипки и фортепиано, прозвучавших в исполнении автора и его замечательной супруги, соратницы, прекрасной пианистки Майи Кадыровой. «Агъыр-ава и хайтарма» – медленный и быстрый крымско-татарские танцы. Сочинение выдержано, с одной стороны, в традиции национального инструментального музицирования, однако оно обладает яркой диссонансностью, музыкальный язык достаточно современный и самобытный.

Многие произведения Амедова, и «Агъыр-ава и хайтарма» в том числе, имеют важный специфический признак: основанные на национальной крымскотатарской мелодической традиции, большинство из них имеют сложно организованную полифоническую, чаще имитационную музыкальную фактуру. Это свойство является отличительной особенностью творческого метода Назима Амедова, свидетельствуя о взаимопроникновении национальной традиции и профессионального музыкального языка. Добавим к этому различные крымскотатарские лады с увеличенными секундами, в том числе необычные ладовые конструкции, изобретенные самим автором, кварт-секундовые аккорды, мелодико-полифоническое варьирование, динамичное развёртывание – и вот уже два традиционных танца прозвучали как весьма серьёзное в исполнительском и слушательском смыслах произведение.

«Вальс-сновидение» для скрипки и фортепиано посвящён сыну Н. Амедова и М. Кадыровой, Джемилю. Автор писал вальс-impression, детский и доверчивый, но, в то же время, острый и яркий, снабжённый широкими хроматическими ходами, парящими и «брошенными». Традиционная ритмоформула даёт жанровую опору, но фортепиано не аккомпанирует, оно вступает в диалог.

Ещё одной областью творческих интересов Н. Амедова является вокальная музыка. В ней представлены как оригинальные сочинения, так и многочисленные обработки крымскотатарских народных песен. В 2006 году композитор создал первый сборник крымскотатарских песен, в 2011 вышел второй сборник на стихи крымскотатарских поэтов. Эти песни стали основой компакт-диска, записанного Народным артистом Украины Феми Мустафаевым.

В авторском концерте вокальные произведения прозвучали в исполнении Виктории Лунякиной, солистки Крымской государственной филармонии, лауреата международных конкурсов. Следует отметить, что все вокальные сочинения в концерте, исполненные Викторией Лунякиной, прозвучали на крымскотатарском языке. Партию фортепиано исполнила Майя Кадырова.

Все прозвучавшие в концерте вокальные сочинения —  «Салынджакъ» («Качели»), «Бахчаларда кестане» («В садах цветут каштаны»), «Сув акъар» («Текут воды»),  «Учма да, къаргъам» («Не летай, ворона») – бережно сохранённые, получившие второе дыхание обработки народных песен. Было удивительно наблюдать, как сидевшая в соседнем кресле молодая женщина тихонько подпевала мелодии «Учма да, къаргъам». Всем авторским песням, прозвучавшим в концерте, присущи типичные черты крымскотатарской народной музыки – певучая мелодия широкого дыхания, снабжённая многочисленными увеличенными секундами и яркой  мелизматикой. В гармонии – очень характерный ход, нарушающий привычные классические рамки голосоведения, натуральная седьмая ступень, мягко и затенённо разрешающаяся в тонику. Большинство песен в своей ладовой организации опираются на гиполад с беглой тонико-доминантовой опорой. Надо также отметить новаторство Амедова, проявившееся в использовании модуляционного принципа в развитии музыкального материала на протяжении разных куплетов, чего не делали его предшественники.

Исполнение Виктории Лунякиной было, как и всегда, ярким, эмоциональным, очень музыкальным. Она органично вживалась в образ, справляясь и с текстом, и с достаточно сложной вокальной партией.

Фортепианная музыка была представлена в концерте тремя сочинениями. В исполнении М. Кадыровой, лауреата Государственной премии Республики Крым, прозвучала «Хайтарма — макам». Это пьеса токкатного плана, в которой сочетаются традиционные ладово-ритмические средства с современными пианистическими приёмами, а хайтарма – с песенными интонациями. Вообще, понятие «макам» имеет несколько значений. Наиболее подходящее в данном контексте, определение, находим в Татарской энциклопедии: «…макам был музыкальной «визитной карточкой» известных татарских школ речитации Корана…». Именно такую речитацию мы слышим в октавной дублировке в заключении сочинения.

Ещё две фортепианные пьесы Назима Амедова были исполнены солисткой Ялтинского отделения Крымской государственной филармонии, лауреатом международных конкурсов Анастасией Туркиной. Она представила «Вальс Белькис» из сборника «Детская галактика» и «Хоровод осенних листьев». «Вальс Белькис» посвящён  дочери композитора, Белькис Амедовой. Это яркая жанровая пьеса. Ей свойственна полифонизация фортепианной фактуры и некоторая кинематографичность. Помню, как исполняла на уроке в Симферопольском музыкальном училище этот вальс сама Белькис. Она принесла его как пример музыкальной формы и гордо сказала, что это «вальс моего папы».

Вторая пьеса, «Хоровод осенних листьев», также посвящена Белькис. По воспоминаниям композитора, он шёл с ней с занятий. Десятки жёлтых листьев кружились, осыпая тропинки старой ялтинской улицы, ведущей из музыкальной школы…Он пришёл домой и записал пьесу, слегка похожую на этюд, где-то инструктивную, но интонационно необычную и очень красочную, соответствующую своему названию.

Отдельно хотелось бы остановиться на двух серьёзных произведениях, являющихся своеобразными колоннами, на которых держится арка всего концерта. Речь идёт об Эпитафии для скрипки и фортепиано и пьесе Рондо-хайтарма. Эпитафия была написана в 1996 году и представлена на международном конкурсе в Англии. Произведение посвящено депортации. В посвящении значится: «Крымскотатарскому народу, жертве геноцида посвящается». Можно предположить, что название «Эпитафия» дано композитором своему сочинению по прямому значению слова – стихотворное изречение, создаваемое в случае чьей-то смерти, нередко высекается на памятнике. Это восточный плач с ниспадающими секундами, плавная, отчасти повествовательная мелодия. Главенствует скрипка, хотя партии фортепиано и скрипки практически равнозначные. Кульминация, надрыв, плач по ушедшему целому народу – всё это мы услышим в скрипичной каденции. Блистательное авторское исполнение не может оставить равнодушным, и зал взрывается аплодисментами.

Противоположностью Эпитафии в умело выстроенном концерте стало «Рондо-хайтарма» для скрипки и фортепиано. Яркий народный праздник сконцентрирован в теме, организованной контрастной полифонией и многократно повторяемой в разных тональностях. Некоторая кинематографичность, присущая пьесе, позволяет буквально воочию «увидеть» картины народной жизни, крымскотатарские песни и танцы, главный из которых – Хайтарма!

Кульминацией концерта, а, по словам автора, и, в некотором роде, и кульминацией его творчества, является прекрасная «Фантазия» для скрипки и фортепиано, написанная в 2012 году, также прозвучавшая в блистательном авторском исполнении в дуэте с Майей Кадыровой. Фантазия необычна с образной точки зрения, она несколько «выбивается» из стилевого типажа, сформированного композитором. Она достаточна велика, содержит все необходимые «атрибуты», свойственные жанру инструментальной фантазии, такие, как контрастное сопоставление эпизодов, наличие инструментальной каденции, исполняемой, по ремарке автора, ad libitum.

Главное, что обращает на себя внимание при прослушивании «Фантазии» — это обрамляющая тема-реминисценция. Она практически не несёт в себе жанровое – песенное или танцевальное – начало; тема длительно звучит в начале Фантазии, формируя неспешный первый раздел (что опять-таки типично и лежит в рамках претворения жанра), и напоминает о себе в конце, растворяясь в коде. Глубокая дуэтность, формирование интонационного строя всего произведения, интонационный рост – всё это станет контрастом к срединным разделам сочинения, где будут и виртуозные пассажи, и экзотическая метрика, и старая добрая знакомая – Хайтарма, так часто звучащая в произведениях Назима Амедова.

Ещё одна ипостась композитора, представленная в концерте – его искусство аранжировки и обработки сочинений других мастеров, бережной и аккуратной, пропущенной сквозь призму собственного ощущения этой музыки. В концерте в исполнении автора прозвучали «Вальс» Ильяса Бахшиша и знаменитые «Крымские эскизы» Александра Спендиарова.

Концерт, посвящённый юбилею Назима Амедова стал ярким и весомым событием в культурной жизни Крыма. Такие концерты необходимы для широкого круга слушателей: они популяризируют творчество наших соотечественников – крымских академических композиторов – и дают возможность познакомиться с музыкой, которая создаётся рядом с нами, буквально во время, которое мы живём.

С юбилеем, Назим Ислямович! Творчества, радости, мира и всех благ!

Карина Рикман, кандидат искусствоведения, доцент, Заслуженный работник культуры Республики Крым.


Прокрутить вверх